Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

0
82 просмотров

Аналитики Центробанка считают завышенными параметры новой конфигурации бюджетного правила, которую предложил Минфин. Цена отсечения в $60 за баррель вместо $40 в старой версии правила может привести к недостаточному накоплению ФНБ

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

Параметры цены отсечения и объема добычи нефти, предложенные Минфином для нового бюджетного правила, завышены, считают аналитики Центробанка. Свою позицию они представили в обзоре «Модификация бюджетного правила: от консерватизма к мягкости». Сейчас действие бюджетного правила в текущей версии приостановлено. Минфин объявил, что работает над созданием новой концепции.

В конце июля конкретные параметры будущего бюджетного правила описали «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к правительству. По их данным, Минфин предложил ориентироваться при расчете базовых нефтегазовых доходов на цену отсечения в $60 за барр. и зафиксировать объем добычи нефти на уровне 9,5 млн барр. в сутки. То есть накопление нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния (ФНБ) будет происходить при цене нефти выше $60 за барр. и добыче в России более 9,5 млн барр. в сутки (согласно данным Росстата, в июле добыча нефти и газового конденсата в России составляла 10,76 млн барр. в сутки).

Эти значения и рассматривают эксперты ЦБ в аналитической записке, ссылаясь на публикации в СМИ. В текущей версии бюджетного правила, которая более не актуальна, базовая цена нефти установлена на уровне $40 за барр. в ценах 2017 года ($44,2 в 2022 году)— при ее превышении сверхдоходы от продажи нефти (через НДПИ и вывозные пошлины) поступают в ФНБ. Такой параметр, как объем добычи, в прежнем варианте отсутствует.

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

На пресс-конференции после заседания по ключевой ставке 22 июля глава Центробанка Эльвира Набиуллина говорила, что ЦБ обсуждает с Минфином возможные варианты модификации бюджетного правила, но отказалась называть конкретные параметры до того, как их объявит финансовое ведомство. Она отметила, что регулятор поддерживает возобновление действие бюджетного правила и считает его важным механизмом для поддержания устойчивости экономических параметров.

Минфин официально не объявлял новые параметры бюджетного правила. В пресс-службе министерства РБК сообщили, что «вопрос о возобновлении действия бюджетных правил обсуждается и говорить о конкретных параметрах пока преждевременно».

Что вызывает опасения у аналитиков Центробанка

Читайте на РБК Pro Pro

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

Россияне стали быстрее делать карьеру. Почему это опасно для компаний Статьи Pro

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

Мышечная масса влияет на когнитивные навыки. Вот что говорят ученые Исследования Pro

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

«Победа у нас в кармане»: какие шесть признаков выдадут юриста-мошенника Инструкции Pro

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

В России от управленцев ждут маскулинности. Как это ограничивает креатив Инструкции Pro

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

Как «отаку» поможет вам сделать правильный выбор рыночной ниши Статьи Pro

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

Налоговая признала сведения в ЕГРЮЛ недостоверными. Почему и что делать Инструкции Pro

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

«Я смогу тебя уволить»: к чему приводит дружба начальника с подчиненными Инструкции Pro

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

Как в 2008-м: чем рост цен на недвижимость грозит экономике. Дайджест Статьи

Базовая цена нефти Urals в $60 за барр. кажется существенно превышающей равновесный уровень для средне- и долгосрочного периода, делают вывод аналитики Центробанка, принимая во внимание динамику цены прибыльности добычи производителей сланцевой нефти, а также цены нефти, балансирующей государственные бюджеты основных стран— экспортеров нефти. При такой цене отсечения объема формирования резервов в ФНБ в периоды благоприятной внешней конъюнктуры может не хватить для покрытия отрицательного разрыва между фактическими и базовыми нефтегазовыми доходами в периоды, когда цена нефти будет ниже базовой, предупреждают они. «По итогам полного цикла цен на нефть объем ФНБ будет иметь тенденцию к снижению. Это несет риски для сохранения устойчивости государственных финансов и способности проводить контрциклическую бюджетную политику»,— говорится в записке.

Аналогичные, хотя и заметно более низкие, риски эксперты ЦБ видят и со стороны объема добычи нефти в случае его фиксации на уровне 9,5 млн барр. в сутки. По приведенным ими оценкам, выбранный уровень выглядит реалистичным на горизонте до 2025 года, однако к 2030 году объем добычи нефти в России может опуститься до 8,5 млн барр. в сутки с учетом глобального энергоперехода и снижения доступа российских нефтяных компаний к современным технологиям из-за санкций.

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

В Центробанке считают рациональным сохранение текущего значения базовой цены на нефть ($40 за барр. в постоянных ценах), говорится в обзоре. Такой уровень оптимален для поддержания долгосрочной устойчивости финансов «в новых реалиях с учетом значительно расширившегося дисконта нефти Urals к Brent» (в июле составлял около $27). Также аналитики ЦБ выступают за снижение значения объема добычи нефти или предлагают вовсе не фиксировать его для расчета базовых нефтегазовых доходов.

Если бюджетного правило все-таки заработает при «завышенных» параметрах, то существует два основных варианта развития событий, отмечается в записке. Первый— правительство пойдет на допущение колебаний бюджетных расходов в зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, но тогда повысится волатильность основных макроэкономических показателей, в частности ВВП. Второй вариант— компенсация разрыва за счет дополнительных займов и ускоренного роста долга. «По нашим расчетам, уже в 2025 году могут потребоваться дополнительные источники финансирования в объеме свыше 1,5 трлн руб., или 1,0% ВВП (дефицит выше на 1,0 п.п., или 1,7% ВВП). Такой вариант может оказаться приемлемым на горизонте нескольких лет за счет использования оставшихся резервов, но несет высокие риски для устойчивости государственных финансов на средне- и долгосрочном горизонте»,— полагают авторы обзора.

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

Оптимальным вариантом нового бюджетного правила былобы что-то среднее— между старым параметрами и предложениями Минфина, убежден директор по инвестициям «Локо Инвест» Дмитрий Полевой. «Объективно из-за ряда изменений в бюджете в последние годы цена отсечения была несколько выше, чем $40 за баррель в ценах 2017 года. Уровень выше этого значения, но ниже $60 былбы логичен и отвечалбы на озабоченности ЦБ»,— считает он.

Авторы Теги Подпишись на Telegram РБК Будьте в курсе последних новостей даже в условиях блокировок

Аналитики ЦБ раскритиковали предложенное Минфином бюджетное правило

Источник rbc.ru