Военным второй раз с 2012 года повысят оклады больше, чем чиновникам
Размер индексации довольствия военнослужащих в 2023 году запланирован на уровне 10,5%, что почти в два раза превысит индексацию зарплат чиновников. Расходы федерального бюджета на силовой блок в следующем году вырастут на 22%
Как растут расходы на оборону
Власти в целом заложили в 2022–2023 годах значительное увеличение расходов по двум «силовым» направлениям— «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».
Как следует из проекта «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2023–2025 годы (документ есть у РБК; его подлинность подтвердили два источника, знакомых с его текстом), расходы на обеспечение национальной обороны в текущем году могут вырасти на 31% по сравнению с прошлым годом— с 3,57 трлн до 4,68 трлн руб. Общие расходы бюджета в текущем году составят 27,6 трлн руб.— на 11,5% больше, чем прошлогодние. Таким образом, доля оборонных расходов в бюджете увеличивается. Речь идет о расходах, запланированных сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 сентября 2022 года, следует из документа.
В прошлогоднем бюджете расходы на оборону в 2022 году закладывались на уровне 3,5 трлн руб.
Сопоставимый рост оборонных расходов в номинальном выражении наблюдался в 2015 году, когда расходы по разделу «Национальная оборона» увеличились на 28%, следует из бюджетной отчетности Минфина. Тогда инфляция по итогам года достигла 12,9%.
На 2023 год в документе запланировано снижение темпов роста расходов на национальную оборону до 6,5%. Но в полтора раза (по сравнению с расходами 2022 года, запланированными по состоянию на 1 сентября) должны вырасти ассигнования по разделу «Нацбезопасность и правоохрана»— они составят 4,16 трлн руб. против 2,79 трлн в этом году. Расходы по этому разделу включают содержание Национальной гвардии, МВД, органов прокуратуры и следствия, органов юстиции, ФСИН, спецслужб и т.д. Таким образом, впервые с 2013 года расходы федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность превысят траты по направлению «Национальная экономика», следует из данных Минфина об исполнении бюджета за предыдущие годы. В целом рост бюджетных расходов на силовой блок (нацоборону и нацбезопасность) в следующем году запланирован на уровне 22%.
Расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (сумма по двум разделам) в 2023–2025 годах составят в среднем 5,7% ВВП, говорится в документе. В прошлогодних «Основных направлениях» отмечалось, что эти расходы в 2022–2024 годах в среднем составят 4,7% ВВП.
«Значительные ресурсы будут предусмотрены на восстановление дружественных территорий и укрепление национальной обороны»,— указано в нынешнем документе.
Исходя из прошлогоднего федерального бюджета, в 2022 году расходы на оплату труда в Вооруженных силах (около 765 млрд руб. в открытой части) должны были составить как минимум 21,8% от общего бюджета национальной обороны.
В июне Минфин сообщил, что приостанавливает публикацию оперативных данных о расходах бюджета по разделам, включая сферы национальной обороны и безопасности.
На фоне геополитических задач в 2023 году расходы на национальную оборону и национальную безопасность будут расти намного более активно, чем траты по другим разделам бюджета, отмечает Климанов. «Мы понимаем, что это произойдет в том числе за счет роста фонда зарплат: выплаты физически увеличатся, если будут мобилизованы дополнительные граждане»,— поясняет он.
Ранее Минобороны объявило о мобилизации 300 тыс. россиян в рамках спецоперации на территории Украины. Довольствие мобилизованных составит от 205 тыс. руб. в месяц, сообщал военный комиссар Якутии.
Авторы Теги Кто не подлежит частичной мобилизации
Разбираемся в рассылке